Душа человека при социализме.

 

Оскара Уайльда вполне можно назвать аполитичным писателем, которого занимали прежде всего проблемы искусства, однако одно из его произведений «Душа человека при социализме» посвящено современной писателю идее социализма, и именно в этой работе наиболее последовательно и ярко он высказывается о проблемах власти и экономики.

Прежде всего необходимо сказать о том, что Уайльду импонировала идея создания общества на основах социализма, так как в этом случае была бы уничтожена частная собственность. Опасность частной собственности Уайльд видел в том, что «признание частной собственности вводило индивидуализм в заблуждение. Так что человек думал, что главное – это иметь, не подозревая того, что главное – это быть»[1], в то время как «социализм будет ценен уже потому, что приведёт нас к индивидуализму»[2]. Современное ему общество, считал Уайльд, устроено несправедливо: большая часть благ сосредоточена в руках меньшинства, отсюда возникает голод, недовольство бедных, преступность- «голод, а не зло, отец современного преступления»[3]. Народ ожесточается «от нужды, злобы и унижения, вытекающих из нашей несправедливой системы владения собственностью»[4]. Те средства, которыми правительство пытается изменить ситуацию не могут принести пользы потому что «безнравственно употреблять частную собственность на облегчение ужасного зла, которое является результатом института частной собственности»[5]. Каким же будет это новое общество? Во-первых, оно будет построено на добровольных началах - «только в добровольных ассоциациях человек прекрасен»[6]. Во –вторых, «каждый член общества получит свою долю всеобщего благосостояния и общего счастья»[7]. Социализм будет способствовать созданию нового человека, человека, обладающего индивидуализмом, но не в прежнем смысле этого слова, Уайльд пишет: «я говорю …о другом, великом индивидуализме, потенциальном и скрытом во всём человечестве»[8]. Новый человек – это тот, кто «развивается при совершенных условиях, кто не ранен, не страдает, не изуродован, не находится в опасности»[9]. Каждый член нового общества будет уникальной личностью, что неминуемо приведёт к всеобщей толерантности.

Проблема экономических основ будущего общества была решена Уайльдом следующим образом - «каждому человеку должна быть предоставлена полная свобода при выборе труда»[10]. Естественно, писатель предполагал, что люди должны заниматься исключительно интеллектуальным трудом и искусством. Что же касается остальной работы, то «всякий не интеллектуальный труд, всякая однообразная, скучная работа, связанная с опасностью и неприятными условиями, должна исполняться машинами»[11].

Размышляя о власти, Уайльд отмечал, что «всякая форма правления несовершенна»[12], так как: «Деспотизм несправедлив по отношению ко всем. Олигархия несправедлива по отношению ко многим. Охлократия несправедлива по отношению к немногим»[13]. Что же касается демократии, она  «просто значит правление посредством дубины народа народом, во имя народа»[14]. Из этих взглядов логично вытекает вывод Уайльда о том, что в будущем «государство должно отказаться от всякой мысли о правительстве»[15]. При социализме «государство будет добровольной ассоциацией, которая будет организовывать труд, изготовлять и раздавать необходимые продукты»[16], этим его роль и ограничивается.

Оценивая современное состояние социалистических идей, Уайльд отмечал и скрытую в них опасность, предугадав возможность искажения самой идеи. Он писал: «многие из социалистических взглядов, которые мне известны, кажутся мне заражёнными идеями властвования, если не настоящего насилия»[17], и отмечал, что совсем не «авторитарный социализм» способен изменить общество: «при казарменной промышленной системе или системе экономической тирании, никто не будет вполне свободен»[18].

О. Уайльд вполне понимал утопичность социалистических построений, отмечая в конце своего произведения, что «подобная схема совершенно неприменима и идёт в разрез с человеческой природой»[19], однако он настаивал на том, что человеческая природа не остаётся неподвижной и изменяется со временем, и то, что сегодня кажется утопией завтра может стать реальностью -  «Прогресс – осуществление Утопии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

[1] Уайльд О. Душа человека при социализме. М., 1907. С. 20.

[2]Там же. С. 9.

[3]Там же. С. 37.

[4]. Там же. С. 38.

[5] Там же. С. 8.

[6] Там же. С. 18.

[7] Там же. С. 8.

[8] Там же.  С. 20.

[9] Там же. С. 24.

[10]Там же.  С. 17.

[11]Там же.  С. 41.

[12] Там же. С. 34.

[13] Там же. С. 34.

[14]Там же.  С. 35.

[15]Там же.  С. 34.

[16]Там же.  С. 39.

[17] Там же.  С. 18.

[18]Там же.  С. 17.

[19] Там же. С. 79.

Hosted by uCoz